14 ноября мир празднует Международный день логопеда – профессиональный праздник представителей одной из наиболее важных социальных профессий. Несмотря на свое значение, эта специальность на удивление мало освещается в средствах массовой информации. Международный день логопеда в 2018 году по традиции отмечают логопеды, дефектологи и все, кто имеет отношение к данной сфере деятельности.
Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — отрасль педагогической науки, которая изучает нарушения речи, способы их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Логопеды работают в основном в школах, детских садах, центрах, но некоторые открывают и частную практику. Однако, их объединяет одна цель – борьба с нарушениями речи: отсутствием либо недоразвитием произношения, проблемами с тембром, темпом произносимой речи, различными отклонениями, появившимися в результате патологий нервной системы и так далее.
Работа логопеда очень индивидуальна и требует от специалиста не только теоретических знаний и практических навыков, но и особого склада характера, знаний и особенностей возрастной психологии. Не каждый ребёнок способен работать в группе, многие дети, да и взрослые стесняются своих проблем, не готовы "раскрыться" сразу или в присутствии посторонних. От логопеда в такой ситуации требуется терпение и чуткость к своим пациентам, без чего успех всей работы ставится под вопрос. Работа логопеда базируется на знаниях в области педагогики, психологии, физиологии, неврологии, дефектологии, языкознания.
К сожалению, в последнее время можно заметить, что, несмотря на актуальность проблемы дефектов речи у детей, логопедов становится все меньше и меньше. Связано это с тем, что большинство родителей не уделяют должного внимания тому, насколько правильно и грамотно говорит и произносит слова их ребенок. Однако невнятная речь делает человека молчаливым, необщительным, чересчур скромным и тихим, подростки и дети младшего школьного возраста перестают испытывать тягу к знаниям. В конечном итоге задержки в речевом развитии способствуют тому, что малыш попросту замыкается в себе и не хочет ни с кем общаться, а это приводит к еще большим проблемам социального типа. Поэтому своевременное обращение к специалистам при наличии проблем с речью - непременное условие дальнейшей полноценной жизни.