Впереди зимние каникулы. Беззаботная детвора помчится кататься с горок на санках, на лыжах и коньках, а работы травматологам прибавится.
Детский травматизм - одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечет проблемы для родителей. Полученная ребенком травма может привести к тяжелым последствиям, а иногда и к гибели. Нередко травма, полученная в детстве, становится причиной стойких функциональных нарушений в организме. Так, переломы могут привести к искривлению или укорочению конечности. Рубцы, остающиеся после ожогов, стягивают суставы, ограничивая их подвижность. Недостаточная двигательная активность пальцев вследствие ранения кисти ограничивает впоследствии выбор профессии. После сотрясения мозга пострадавшие многие годы жалуются на головные боли, бессонницу, плохую память, невозможность сосредоточиться. Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.
Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это не благоустроенность внешней среды, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Бытовые и уличные травмы составляют основу детского травматизма до 80%. Причины этих травм весьма разнообразны: падения на ровном месте и с высоты, ранения острыми предметами, ожоги, удары о предметы и предметами и др.
Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта,а отсюда отсутствие чувства опасности.
Зимой чаще мы сталкиваемся со следующими видами травм:
- Порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, занозы от палок, ушибы, переломы и травмы при падении с горок.
- Травмирование во время зимних игр (снежки), падение на торчащие из земли металлические или деревянные предметы.
Травмы при ДТП
Последствия неправильного обращения с петардами, хлопушками (ожоги, травмы глаз).
Советы родителям:
- Не читайте детям нотации, а просто беседуйте с ними, приводите примеры и проигрывайте различные ситуации, чтобы в момент опасности они знали, как действовать.
- При общении с детьми избегайте употребления отрицательной частицы «не». Важно знать, что запрет скорее даст стимул попробовать в отсутствие взрослых то, что нельзя, поэтому говорить о безопасности с детьми нужно в доверительной манере.
- Проводите инструктаж о том, как нужно вести себя на дорогах, на железнодорожном транспорте.
- Научите ребят правилам оказания первой помощи при травмах.
В повседневной жизни дети школьного возраста, так или иначе, постепенно начинают оставаться дома одни, гулять без родителей на улице, пользоваться плитой и электроприборами. Но ребенку важно объяснить, для чего предназначен тот или иной прибор, как правильно им пользоваться, какие меры предосторожности при этом соблюдать, чтобы избежать травмирования.
Очень важен личный пример поведения родителей на улице, в транспорте, дома. Основная ответственность за предотвращение повреждений в быту лежит на родителях ребенка. Рациональная организация ухода за детьми, осторожность, ответственность, самодисциплина должны играть ведущую роль в сохранении, укреплении здоровья и предупреждении опасных ситуаций.
Наша культура поведения, строгое выполнение правил поведения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье детей поможет нам вместе воспитать у них навыки и привычки безопасного поведения в жизни. Дети, знакомые со свойствами предмета, с тем, какую травму можно им нанести, как правило, травмы не получают.